Интервью фотографа Ольги Изаксон, дочь Дмитрия Маликова

11 августа 2008 | Тим Люкс | Рубрики: Искусство, Мелочи жизни, Фото

Ольга Изаксон1) Почему ты начала заниматься фотографией?

Если задуматься, то фотографировала я всегда. Просто делала я это неосознанно, а иногда получались неплохие картинки. Потом, желая понять устройство камеры и предназначение всех многочисленных кнопочек, я пошла учиться технике фотографии, эпизодически вникала еще, и еще в разные аспекты. Параллельно я продолжала работать по специальности, которая полностью увлекала меня, занимала все мое время и мысли.

Но усидеть на двух стульях невозможно, посвящая время двум любимым занятиям. Теряется ощущение внутренней гармонии и это дисбалансирует меня изнутри, что, конечно же, сказывается на результате работы.

И в один прекрасный день я поняла, что нужно выбирать - невозможно с полной отдачей заниматься и тем, и другим. Так я сделала довольно сложный для меня шаг – поменяла стабильную работу на любимую фотографию. Мне очень повезло - с самого начала я встречала людей, которые направляли меня, поддерживали и делились своим бесценным опытом.

Учитывая то, что я «ушла в неизвестность», я поняла, что надо переходить на более профессиональный уровень, чтобы увлечение медленно перешло в профессию. Хотя сегодня загадывать не стоит – я просто счастливый человек, который может заниматься изо дня в день любимым делом…

2) Если взять современные тренды в искусстве, что тебе ближе?

Я погружена в изучение искусства в целом, мне интересны все его аспекты. Без изучения истории искусства невозможно понимание искусства современного, которое во многом основано на цитатах.

В этом-то и есть мой источник вдохновения. Нужно постоянно учиться чему-то, пробовать все, что предлагает нам мир. Важно при этом оставаться честным с самим собой, чтобы чужие мысли не заменили свои. Поэтому, я считаю, важны не сами "тренды", а личное понимание ситуации и " насмотренность" глаза.

Именно это позволяет "фотографически" мыслить, помогает сформировать свой почерк и способы самовыражения через него.

3) Я знаю, что ты сейчас работаешь над новым проектом... Уже можешь приоткрыть завесу тайны?

Да, у меня сейчас несколько проектов в работе на разной стадии, но пока я не готова широко их обсуждать.

Могу сказать лишь, что проекты, которые находятся в работе, глубоко личные. В них люди выражают через какие-то вещи свое отношение к жизни, к близким, к различным вопросам, но в первую очередь, к себе. Ведь мы редко признаемся в том,что больше всего нас интересуем мы сами.

4) Тебе импонирует постановочная съемка или импровизация?

Больше всего я люблю снимать людей, ловить настоящие, чистые эмоции. Поэтому часто мои портреты имеют почти репортажный характер.

Ольга ИзаксонА если это постановочная съемка, то я стараюсь привнести на площадку ощущение спокойствия и уверенности. Так человек расслабляется и сам вовлекается в процесс, начинает импровизировать вместе со мной - это самое приятное.

А иногда интересная фотография приходит случайно, но чтобы суметь поймать ее, нужно быть готовым к ней как технически, чтобы руки сами нажали на кнопку, так и ментально, чтобы увидеть ее. Что возвращает нас к самообразованию в плане искусства.

Есть хорошая пословица "Удача выбирает подготовленные мозги".

Так вот, на мой взгляд, " Удачная фотография выбирает подготовленные глаза" (ну и подготовленные руки).

Для меня важно, чтобы как в постановочной съемке оставалось место для импровизации, так и в импровизации имел место быть глубокий подготовительный процесс.

5) Пленка или цифра? Почему?

Я поймала себя на мысли, что становлюсь все более и более олдскульной в этом вопросе. Для своих личных проектов я снимаю на пленку. По нескольким причинам.

Конечно, начинала я с цифры, но мне быстро это надоело - она меня ...ничему не учила.

Даже, скажем так, расслабляла меня: я просто делала фотографии одну за одной, не думая, о процессе, потом смотрела результат, нравится - не нравится, удаляла, правила и т.д. А так невозможно научиться. Умение, навык ведь не берутся ниоткуда, они нарабатываются, а потом доходят до автоматизма. Я сама хочу решать, что и как я снимаю, не хочу, чтобы камера делала это за меня. Такое ощущение бывает, когда я снимаю на цифру.

Цифра дает слишком много деталей и я сразу вижу отснятую картинку.

Возможно, для коммерческих проектов это и хорошо, но когда снимаешь для себя, т.е. ради идеи, «уходит» то волшебство, трепет от ожидания той картинки, за которые, в том числе, я и полюбила фотографию.

Еще меня очень вдохновляет взаимоотношение света и пленки, проявка и печать в темной комнате. Прикасаясь к этой магии, ты получаешь совершенно другие ощущения от фотографии. Это как прелюдия, сладкое предвкушение

6) Представь себя в 2028 году. Ты коллекционер. Какие работы в твоей коллекции самые любимые?

Я понятия не имею, что заинтересует меня завтра, не то что через 20 лет! Ощущения от работ меняется каждый день - с каждым новым знанием, новым впечатлением! Я просто хочу, чтобы каждый выбор был моим собственным, а не данью моде или результатом прогнозов экспертов.

7) Как выглядит твой дом?

Хотелось бы думать, что мой дом - это весь мир. Очень не хочется ограничивать себя какими-либо стенами, отказываться от свободы выбора. Я и мои ровесники - это, наверное, первое поколение, которое с самого детства росло в новой стране с относительной свободой передвижения по миру. Мы воспринимаем мир как возможность выбора того, чем ты хочешь заниматься сейчас, возможность открытий. И мы намного более свободны в этом вопросе, чем, например, наши родители. Мы, так называемые, фрискеры - люди, которые постоянно ищут новые возможности самореализации, новые грани привычных вещей, новые явления культуры, не желающие останавливаться на привычном, люди, которые готовы сделать шаг не только вперед, но и в сторону. Это и касается такого понятия как дом. Конечно, мой дом в первую очередь там, где находится моя семья. Но это лишь центр дома, у которого нет границ. отправляясь в другой город, в другую страну я стараюсь отойти туристических маршрутов, жить в квартире, а не в отеле, общаться с местными людьми - только так можно по-настоящему понять культуру страны, ее вкус, запах, цвет, и приобрести свое собственное ощущение от места, а не придуманное авторами туристических справочников.

Сейчас я очень хочу посмотреть Грузию, Узбекистан, Армению, Казахстан, Азербайджан и другие страны бывшего СССР. Прочувствовать их традиции, культуру, наследие, их различие и схожесть с европейскими.

8) Чтобы ты хотела получить на свой ближайший День Рождения?

Самые приятные подарки получаешь от близких людей, которые знают, что я всегда буду рада получить книги по искусству и фотографии, что-нибудь из техники или, например, красивое платье.

Но иногда, совершенно неожиданно, некоторые подарки позволяют по-другому посмотреть на себя. Например, в прошлом году на день рождения мне впервые подарили предметы искусства. Для меня это были очень неожиданным, и в то же время очень знаковым событием. А вообще, конечно, подарок просто должен быть от души.